Международный противопожарный центр
Международный противопожарный центр Управление рисками пожаров и ЧС
БЛОГ

Декларация пожарной безопасности для объектов нефтегазовой отрасли

05.06.2009

Журнал «Территория Нефтегаз» №6, июнь, 2009 г.

Автор: М.В. Молчанов, Генеральный директор ООО «Международный Противопожарный Центр»

Статья

В настоящее время в России реформируется система государственного регулирования в области пожарной безопасности. Разработка Технического регламента о требованиях пожарной безопасности вызвана необходимостью создания новых эффективных механизмов контроля в данной сфере деятельности.

Согласно Федеральному Закону №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», вступившему в силу 1 мая 2009 года, были разработаны новые условия соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.

Данный закон направлен на решение целого ряда задач, основными из которых можно назвать:

  • комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество;
  • внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарных рисков.

В регламенте вводится новая форма оценки соответствия — декларация пожарной безопасности.

Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации.

Юридические лица — собственники зданий, сооружений, строений и производственных объектов должны в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта подавать декларацию пожарной безопасности. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.

Фактически, подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта подтверждает, что он обеспечивает допустимый уровень пожарного риска на своем объекте. При этом собственник принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, необходимых для того, чтобы уровень пожарного риска не превысил установленных законом пределов.

Декларация пожарной безопасности должна включать в себя три раздела:

  • 1) расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков, установленный техническим регламентом;
  • 2) сведения об оценке возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара;
  • 3) перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты.

В случае если собственник объекта защиты выполняет все применимые к объекту требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в Декларации может заполняться только раздел 3, то есть расчет рисков и оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц не требуются.

В соответствии с положениями нового технического регламента пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если:

  • 1) в полном объёме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

и

  • 2) выполнены требования нормативных документов или пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим федеральным законом.

Пожарная безопасность объектов, для которых не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной только в случае, если не превышается допустимый уровень пожарного риска.

Таким образом, расчет риска требуется в случаях, если:

  • выполнение всех нормативных требований пожарной безопасности по экономическим или техническим причинам представляется нецелесообразным;
  • не существует достаточных требований пожарной безопасности для объекта (уникальные объекты).

Накопленный экспертами опыт показывает, что многие здания и сооружения, использующиеся при добыче, переработке, транспортировке и хранении нефти и газа — это именно те объекты, для которых оценка пожарных рисков необходима в первую очередь. Это обуславливается тем, что, как правило, для подобного рода объектов отсутствуют типовые решения в нормативных документах по пожарной безопасности или же их невозможно выполнить. Именно поэтому необходим расчет пожарного риска, на основе которого определяется достаточность противопожарных мероприятий, минимизирующих уровень этого риска.

Таким образом, очевидно, что декларации пожарной безопасности для объектов нефтегазовой отрасли в большинстве случаев должны будут содержать расчеты пожарных рисков.

В связи с этим стоит отметить, что расчет пожарных рисков — это сложная работа, которую способны выполнить только эксперты научно-исследовательских организаций, специализирующихся в данной сфере деятельности и имеющих значительный опыт. Нефтегазовые компании, являющиеся собственниками своих производственных объектов, будут заказывать оценку пожарных рисков у соответствующих организаций. Оценку пожарных рисков можно использовать не только в декларации, но и в разделе проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», и при согласовании специальных технических условиях по пожарной безопасности.

Необходимость подавать декларацию пожарной безопасности в порядке, обозначенном в новом техническом регламенте, способствует появлению целого комплекса услуг, касающихся разработки декларации. Речь идёт об услугах специализированных компаний, помогающих собственнику объекта правильно составить декларацию.

В состав услуг по составлению декларации могут входить:

  • 1) Экспертиза объекта на соответствие требованиям пожарной безопасности:
  • а. выборка требований пожарной безопасности применимых для конкретного здания или сооружения;
  • б. анализ соответствия объекта этим требованиям;
  • в. разработка рекомендаций по устранению нарушений.
  • 2) Оценка пожарных рисков.

Под оценкой пожарных рисков понимается процесс, состоящий из следующих основных этапов:

  • расчет значений пожарного риска;
  • сравнение расчетных значений риска с нормативными;
  • выявление и исследование факторов влияющих на значение риска;
  • разработка мероприятий, позволяющих снизить значения риска до уровня нормативных.

Говоря о стоимости данных услуг, следует отметить, что оценка пожарных рисков — это дорогостоящая услуга, которая подразумевает под собой выполнение очень сложной научно-исследовательской работы. Чрезвычайно трудно заранее определить точную стоимость этой услуги. В первую очередь стоимость зависит от сложности объекта с точки зрения архитектурных и инженерных решений.

Что касается экспертизы объекта, то эта услуга по стоимости — на порядок ниже, и носит консультационный характер. Заказывая экспертизу объекта, собственник фактически получает список требований, которые он обязан выполнять. Данный список он сможет использовать в декларации.