Международный противопожарный центр
Международный противопожарный центр Управление рисками пожаров и ЧС
БЛОГ

Пожарно-техническое обследование (ПТО) морских стационарных платформ

14.12.2023

В настоящей статье описывается специфика обеспечения пожарной безопасности Морских Стационарных Платформ. Опыт пожарно-технического обследования (пожарного аудита) платформ: результаты и общие рекомендации. По каким требования проектировать и эксплуатировать платформы при наличии разных систем нормирования в области ПБ для таких объектов (Технические регламенты и правила Морского регистра (РМРС))? Необходимость разработки СТУ для платформ или актуализация этого документа.

 

Морские платформы — специфика обеспечения пожарной безопасности

Более 25 лет назад в России начался период активного освоения шельфовых нефтегазовых месторождений, что запустило процессы проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию особого вида объектов – морских стационарных платформ (МСП). К 2024 году в России работают следующие МСП:

  • «Моликпак» (ПА-А) (Охотское море) – 1998
  • D-6 (Балтийское море) – 2004
  • «Орлан» (Охотское море) – 2005
  • «Лунская-А» (Охотское море) – 2008
  • «Пильтун-Астохская-Б» (Охотское море) – 2008
  • Месторождение им. Ю. Корчагина (Каспийское море) – 2010
  • «Приразломная» (Печорское море) – 2013
  • «Беркут» (Охотское море) – 2014
  • Месторождение им. В. Филановского (Каспийское море) – 2016
  • Месторождение им. В. Грайфера (Каспийское море) — 2018

 

Расчет пожарного риска и категорий для морской платформы Приразломная
Платформа «Приразломная» (Печорское море). Источник изображения: https://ria.ru/
Разработка СТУ по пожарной безопасности для платформы МЛСП Беркут
Платформа «Беркут» (Охотское море). Источник изображения: https://neftegaz.ru/
Пожарно-техническое обследование морской платформы Лунская-А
Платформа «Лунская-А» (Охотское море). Источник изображения: https://vostokcement.ru/
Пожарный аудит платформы «Моликпак» (ПА-А)
Платформа «Моликпак» (ПА-А) (Охотское море). Источник изображения: https://gpi-sakhalin.ru/

За время, прошедшее с момента запуска большинства платформ, заметно изменилась нормативная база в области пожарной безопасности, усовершенствовались нефтегазовые технологии, а системы и оборудование самих платформ подверглись естественному износу в процессе эксплуатации в суровых климатических условиях.

В 2022 — 2023 годах специалисты «Международного противопожарного центра» (МПЦ) выполнили пожарно-техническое обследование (ПТО) трёх морских нефтедобывающих платформ из приведенного перечня. Обобщенный анализ результатов этой работы может быть актуален для большинства российских платформ.

Характерные особенности большинства платформ

Обследованные платформы построены по разным проектам, расположены в разных географических условиях и эксплуатируются разными компаниями. Тем не менее платформы имеют, как минимум, две схожих особенности:

  • использование в составе платформы конструкций и модулей комплектной поставки (готовых изделий),
  • расположение жилого модуля в составе верхнего строения на одном опорном основании с технологическими комплексами.

Обе эти особенности характерны и для большей части эксплуатирующихся в России платформ. Так верхние строения платформ «Беркут», «Лунская-А» и «Пильтун-Астохская-Б» были построены на верфях Республики Корея и доставлены на место установки на опорное основание в виде готовых изделий комплектной поставки (в полной заводской готовности). Аналогично верхнее строение платформы «Орлан» было произведено в Японии. В составе платформы «Приразломная» используется жилой модуль норвежской платформы Hutton. А «Моликпак» (платформа ПА-А) сначала эксплуатировалась у побережья Канады, а потом была переоборудована и перевезена в Охотское море (установлена на шельфе о.Сахалин).

Пожарное обследование платформы МЛСП Приразломная.
Примерная схема расположения модулей на платформе Приразломная.

Также для всех морских платформ характерны высокая плотность размещения оборудования с обращением опасных веществ, значительное количество персонала и его постоянное пребывание на объекте в период вахты. Имеется ряд специфических особенностей эвакуации, связанных как с расположением платформ вдали от берега, так и с конструктивными особенностями морских объектов. Особую сложность для организации эвакуации представляет необходимость существенного увеличения численности персонала в период планово-предупредительных работ. И отдельно стоит отметить отсутствие комплексной системы нормирования пожарной безопасности для подобных объектов.

 

Требования пожарной безопасности для Морских Стационарных Платформ (МСП)

Разные системы нормирования для проектирования и эксплуатации МСП

Платформы представляют собой сложные инженерные сооружения, проектирование и строительство которых осуществлено на основании:

  • отдельных, специально разработанных, норм для каждой платформы — специальных технических условий (СТУ),
  • требований, действовавших на тот момент нормативных документов по пожарной безопасности,
  • правил Российского морского регистра судоходства (РМРС).

Последний пункт еще больше осложняет ситуацию с точки зрения выполнения требований пожарной безопасности, так как в нормативных документах по пожарной безопасности и в правилах РМРС используются различная терминология и классификации, часть положений дублируются, часть противоречит друг другу или предъявляет различные требования к одним и тем же аспектам обеспечения пожарной безопасности.

Все это ведет к невозможности выполнения одних требований без ущерба другим. Это касается в числе прочего таких важных аспектов, как

  • установление требуемых и подтверждение фактических пределов огнестойкости,
  • организация эвакуации,
  • создание подразделений объектовой пожарной охраны,
  • соблюдение требований по маркировке оборудования и знакам пожарной безопасности.

Наличие подобных проблем признают и наши уважаемые коллеги из ФГБУ ВНИИПО МЧС России, с которыми мы неоднократно сотрудничали на совместных проектах, и о квалификации и опыте которых мы знаем не понаслышке.

Ниже в качестве примера приведена цитата из статьи, подготовленной специалистами ВНИИПО, о пожарной безопасности морских стационарных платформ:

«… несмотря на то, что морские стационарные платформы являются сооружениями, положения ст. 30 Технического регламента к ним не вполне применимы. Исходя из имеющегося опыта реализации различных проектов можно сделать вывод о том, что назначать степень огнестойкости для всего сооружения МСП нецелесообразно.»

 

— Гордиенко Д.М., Лагозин А.Ю., Мордвинова А.В., Шебеко Ю.Н., Некрасов В.П., Обеспечение пожарной безопасности морских стационарных нефтегазодобывающих платформ // Вести газовой науки. 2019. №2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/

По сути, речь идёт о существовании разных систем нормирования в области ПБ, которые одновременно применить к морским платформам не всегда представляется возможным.

Требования пожарной безопасности к МСП в системе Технического регулирования РФ

Следует отметить, что с нормативно-правовой точки зрения вопросы обеспечения пожарной безопасности для морских стационарных платформ назвать полноценно урегулированными нельзя и сейчас. С начала двухтысячных годов, с момента принятия Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», и по настоящее время в РФ развивается система технического регулирования в области обеспечения различных видов безопасности, включая пожарную (на основе технических регламентов и нормативных документов по пожарной безопасности).

В первом приближении это выглядит следующим образом – для каждого вида безопасности или типа объектов есть некий основополагающий документ однозначно-обязательного применения «Технический регламент», зачастую в статусе закона или другого правового акта, и массив иных документов более низкого уровня, подтверждающих реализацию требований этого регламента (ч. 11 ст. 7, ст. 16.1 и ст. 44 184-ФЗ).

У таких документов «второго ряда» может быть разный статус, квази-обязательный или добровольный, но в любом случае эти документы должны входить в соответствующий перечень.

  • «Обязательный» перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2021 года N 815 к Федеральному закону №384-ФЗ,
  • «Добровольный», утверждённый Приказом Росстандарта от 20 апреля 2021 г. № 567 к Федеральному закону №384-ФЗ,
  • Перечень, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года №304-р к Федеральному закону №123-ФЗ,
  • Перечень, утверждённый Приказом Росстандарта от 13 февраля 2023 года N 318 к Федеральному закону №123-ФЗ.

Во всех перечисленных регламентах и перечнях отдельного документа, регулирующего обеспечение пожарной безопасности для морских стационарных платформ, учитывающего всю их специфику, не существует. Имеющийся СП 369.1325800.2017 «Платформы морские стационарные. Правила проектирования» не содержит необходимого комплекса требований по обеспечению пожарной безопасности, он применяется при решении вопросов, связанных с требованиями к прочности, устойчивости, пригодности к эксплуатации и долговечности.

Разработка СТУ для платформ — способ решить противоречия в нормах

Для МСП, как правило, выполняется разработка «Специальных технических условий» (СТУ) — нормативного документа по пожарной безопасности, в котором учитывается специфика конкретной платформы и устанавливаются требования в каждом отдельном случае ещё на этапе проектирования объекта (теоретически, СТУ должны предшествовать проекту, но, как правило, эти процессы идут параллельно). Для разных случаев специфичные требования могут отличаться. Таким образом, для каждой платформы одновременно должны учитываться как отдельные, специально для неё разработанные, нормы, так и общие требования, применимые в каждый момент времени (действовавшие на момент проектирования или действующие сейчас). Свести всё это к непротиворечивой схеме — не самая простая задача, для решения которой необходимы соответствующая квалификация и опыт.

 

Пожарно-техническое обследование МСП: результаты и рекомендации

Обобщение результатов ПТО и рекомендации

Также необходимо отметить, что на момент разработки СТУ невозможно предусмотреть все потенциальные изменения, вызванные как технологическими потребностями, так и экономическими соображениями. А значительный срок, прошедший со времени проектирования и строительства, приводит к насущной необходимости модернизировать технологическое оборудование, что в свою очередь нередко требует изменения планировочных решений. Все эти изменения собственник объекта вынужден проводить в условиях нормативных пробелов и противоречий. Поэтому многие вопросы, возникающие при эксплуатации и переоснащении платформ, требуют серьезной проработки.

В ходе пожарно-технического обследования (аудита) эксперты МПЦ проводили как документарную проверку, так и непосредственное обследование систем противопожарной защиты и их ключевых элементов. Несмотря на повышенное внимание руководства собственников к вопросам пожарной безопасности и тщательное выполнение имеющихся правил и регламентов ответственными лицами, было выявлено значительное число несоответствий требованиям нормативных документов, принятых в развитие федеральных законов №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и №123-ФЗ. Часто выявленные несоответствия были вызваны спецификой объектов и наличием противоречий с правилами РМРС (морского регистра).

Рекомендаций, на которые следует обратить внимание собственникам и эксплуатирующему персоналу платформ, можно обобщить и выделить в следующие ключевые группы:

  1. Актуализация документов по определению категорий помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
  2. Наличие и актуальность регламентов, методик, программ проверок и испытаний противопожарных систем и оборудования, а также правильность оформления протоколов соответствующих проверок и испытаний.
  3. Организация своевременного лицензирования, обучения, аттестации подразделений пожарной охраны в установленном порядке.
  4. Проведение работ по контролю за состоянием и своевременным восстановлением огнезащитного покрытия конструкций платформы.
  5. Своевременное техническое переосвидетельствование оборудования систем противопожарной защиты с истекшим сроком службы и/или замена такого оборудования.
  6. Оснащение персонала индивидуальными пожарными оповещателями.
  7. Организация и контроль мероприятий по очистке противопожарного оборудования и путей эвакуации от обледенения и снежных масс на открытых палубах и в неотапливаемых помещениях.

Урегулирование нормативных противоречий в области пожарной безопасности, гармонизации требований для платформ

Также для смягчения упомянутых выше нормативных противоречий, гармонизации требований к объекту и снижения риска претензий со стороны надзорных и контролирующих органов рекомендуется:

  • Провести анализ ранее разработанных СТУ, оценить необходимость и целесообразность внесения изменений в этот документ. В случае невозможности внесения таких изменений имеет смысл рассмотреть возможность разработки иных документов, устанавливающих комплекс необходимых и реализуемых требований к обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации, модернизации (техническом перевооружении) платформы с учетом специфики объекта. (Например, Стандарт организации по пожарной безопасности).
  • Своевременно актуализировать декларацию пожарной безопасности и расчеты пожарного риска в случае изменений условий обеспечения пожарной безопасности (модернизация технологического оборудования, приводящего к изменениям в составе и количествах пожарной нагрузки; численности и/или времени пребывания персонала в различных зонах платформы.
  • Разработать и направить запрос(ы) в компетентные органы (МЧС РФ, РМСР) о применимости отдельных требований, выполнение которых на платформе представляется невозможным и/или нецелесообразным, в том числе по причине противоречий в нормативных документах.

В части обеспечения пожарной безопасности МСП представляет собой один из самых сложных видов объектов. Этот тезис подтверждается проведенными в 2022-2023 годах специалистами МПЦ пожарно-техническими обследованиями платформ и объемом выявленных вопросов (несоответствий) в результатах ПТО.

Обобщая опыт выполнения работ (по пожарной безопасности) на разных стадиях жизненного цикла платформ, считаем что целесообразно проводить подобные обследования (аудиты) МСП регулярно, с привлечением экспертов с соответствующим опытом. Привлечение независимой экспертной организации важно с точки зрения объективной оценки текущей ситуации и разработки оптимального комплексного подхода к устранению выявленных несоответствий.

 

Перечень выполненных работ в области пожарной безопасности для морских платформ

ООО «МПЦ» имеет большой и разносторонний опыт работы с морскими стационарными платформами благодаря долгой и обширной практике участия в соответствующих проектах.

Силами специалистов «МПЦ» были успешно выполнены работы в части обеспечения пожарной безопасности разных МСП: 

  1. Морская ледостойкая стационарная платформа «Беркут» (Месторождение Аркутун-Даги проекта «Сахалин-1»)

  • Оценка соответствия классификации пределов огнестойкости строительных конструкций платформы Беркут (проект «Сахалин 1»), принятой по стандарту DNV-OS-D301, классификации, регламентированной Федеральным законом от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  1. Морская ледостойкая стационарная платформа «Беркут» (Месторождение Аркутун-Даги проекта «Сахалин-1»)

  • Разработка СТУ,
  • Расчет пожарного риска,
  • Согласование СТУ в МЧС России.

Подробнее — на странице проекта >

  1. Морские ледостойкие стационарные платформы «ЛУН-А» и «ПА-Б» (проект «Сахалин-2»)

  • Разработка программы комплексных сертификационных испытаний элементов систем противопожарной защиты платформ;
  • Аудит платформы и проведение соответствующих испытаний непосредственно в местах изготовления и установки платформ;
  • Проведение проверки продукции, установленной на нефтегазодобывающих платформах на предмет допустимости ее применения в части пожарной безопасности.

Ссылка на отзыв Заказчика >

  1. Морская ледостойкая стационарная платформа «ЛУН-А»

  • Пожарно-техническое обследование (ПТО) морской стационарной платформы «Лунская-А» с целью получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности Объекта и соблюдении мер пожарной безопасности,
  • Определение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности по СП 12.13130.2009.
  1. Ледостойкая стационарная платформа ЛСП «А», месторождение Каменномысское море.

Подробнее — на странице проекта >

  1. МЛСП «Приразломная»

  • Пожарно-техническое обследование (ПТО) (пожарный аудит) платформы,
  • Расчет категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности для части МЛСП, проектируемой в рамках техперевооружения,
  • Определение требуемых пределов огнестойкости несущих и ограждающих конструкций проектируемого помещения МЛСП,
  • Определение расчетных величин пожарного риска,
  • Разработка проекта Декларации пожарной безопасности,
  • Описание основных рекомендуемых противопожарных мероприятий для части МЛСП, проектируемой в рамках технического перевооружения на основании согласованных СТУ.
  1. Морская платформа Орлан (проект «Сахалин-1»)

  • Анализ технических решений предполагаемого расширения морской платформы Орлан. Проверка соответствия измененного проекта требованиям ранее разработанных СТУ по пожарной безопасности и требованиям Федерального закона №123-ФЗ. Подготовка экспертного заключения.