В рамках рубрики «Вопросы из практики» в настоящей статье опубликован наш краткий анализ отступлений от пожарных норм на примере конкретного кейса заказчика. В ходе «нормативной» консультации разбираемся какие требования ПБ не выполняются на нефтебазе. Изучаем отступления и анализируем можно ли их как-то обосновать/компенсировать, основываясь на многолетнем опыте работы с аналогичными объектами и проблемами.

Вопрос Заказчика
По результатам проверки МЧС России нашей нефтебазы были предъявлены следующие замечания. Просим сделать анализ замечаний, а также дать ваше экспертное мнение о возможности обоснования указанных отступлений путем разработки СТУ (Специальных технических условий) и/или Расчета пожарного риска.
Замечание №1 — Отсутствие кольцевого проезда для сливоналивной эстакады
Для сливоналивной железнодорожной эстакады, оборудованной сливоналивными устройствами с двух сторон, отсутствует кольцевой проезд для пожарных машин (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СЛИВОНАЛИВНАЯ ЭСТАКАДА).
Основание:
- Свод правил СП 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», п. 6.16
«… Для сливоналивных железнодорожных эстакад, оборудованных сливоналивными устройствами с двух сторон, проезд для пожарных машин должен быть кольцевым.»
Ответ МПЦ к замечанию №1
Может быть обосновано в рамках разработки СТУ.
Предполагаемые компенсирующие мероприятия (в том числе, но не ограничиваясь):
- разработка отчёта по анализу пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа подразделений пожарной охраны (письмо МЧС России от 05.03.2024 № 43-1307-19),
- устройство дополнительных точек забора воды для пожарных автомобилей,
- устройство сухотрубов,
- устройство дополнительных стационарных лафетных стволов и/или устройств подачи пены на тушение (с автоматическим или дистанционным пуском, подключённых к НПВ непосредственно или с полугайками для подключения пожарных автомобилей),
- организационно-технические мероприятия.
Замечание №2 — Отсутствие съездов на параллельный обгонный путь для сливоналивной эстакады
Железнодорожные пути на которых располагается сливоналивная эстакада не имеют съездов на параллельный обгонный путь, позволяющих осуществлять вывод цистерн от эстакады в обе стороны. Тупиковые пути увеличены менее чем на 30 м (расстояние от крайних цистерн расчетного маршрутного состава до упорных брусьев составляет 26 м), лебедки с тросами в конце тупиковых путей отсутствуют) (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СЛИВОНАЛИВНАЯ ЭСТАКАДА).
Основание:
- Свод правил СП 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», п. 10.2
«Железнодорожные пути, на которых располагаются сливоналивные эстакады, должны иметь съезд на параллельный обгонный путь, позволяющий осуществлять вывод цистерн от эстакад в обе стороны. При реконструкции или расширении действующих двухсторонних эстакад и невозможности устройства обгонного пути, а также для односторонних эстакад допускается предусматривать тупиковый путь (с установкой в конце его лебедки с тросом), длину которого следует увеличивать на 30 м (для возможности расцепки состава при пожаре), считая от крайней цистерны расчетного маршрутного состава до упорного бруса.»
Ответ МПЦ к замечанию №2
Может быть обосновано в рамках разработки СТУ.
Предполагаемые компенсирующие мероприятия: аналогичны ответу №1.
Замечание №3 — Расстояние от резервуаров нефтепродуктов до проезжей части
Противопожарное расстояние от сооружений наземных резервуаров нефтепродуктов категории склада IIIб до края проезжей части автомобильной дороги II категории менее 45 м (расстояние от проезжей части автодороги Суоярвское шоссе, имеющей 4 и более полосы, до ближайшего резервуара составляет 35 м).
Основание:
- Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 4, ч. 4, ст. 6, ч. 1; ст. 70, ч. 1
«Противопожарные расстояния от зданий и сооружений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, расположенных на территориях складов нефти и нефтепродуктов, до граничащих с ними объектов защиты следует принимать в соответствии с таблицей 12 приложения к настоящему Федеральному закону»,
- ст. 70, ч. 7
«Категории складов нефти и нефтепродуктов определяются в соответствии с таблицей 14 приложения к настоящему Федеральному закону»,
- Таблицы №№ 12, 14;
- Свод правил СП 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», п. 6.1
«Противопожарные расстояния от зданий и сооружений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, а также наружных установок категорий АН, БН, ВН и ГН по пожарной опасности, расположенных на территориях складов нефти и нефтепродуктов, до граничащих с ними объектов защиты следует принимать в соответствии с таблицей 2.»
Ответ МПЦ к замечанию №3
Обоснование не требуется: некорректная трактовка норм!
Требование неприменимо! Резервуары не являются наружными установками, не подлежат разделению на категории по взрывопожарной и пожарной опасности по СП 12.13130.2009 и к ним не предъявляются требования, зависящие от такой категории (АН, БН, ВН и ГН). Резервуарные парки иначе категорируются (по вместимости от I до IIIв), и требования к расстояниям предъявляются с учётом категории склада по вместимости (общей и единичной наибольшего резервуара).
Замечание №4 — Расстояние от эстакады до аварийной емкости для резервуарного парка
Противопожарное расстояние от сооружения сливоналивной железнодорожной эстакады склада категории IIIб до аварийной емкости для резервуарного парка менее 40 м (расстояние составляет 10 м).
Основание:
- Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 4, ч. 4, ст. 6, ч. 1, ст. 70, ч. 1
«Противопожарные расстояния от зданий и сооружений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, расположенных на территориях складов нефти и нефтепродуктов, до граничащих с ними объектов защиты следует принимать в соответствии с таблицей 12 приложения к настоящему Федеральному закону»
- ст. 70, ч. 7
«Категории складов нефти и нефтепродуктов определяются в соответствии с таблицей 14 приложения к настоящему Федеральному закону»,
- Таблицы №№ 12, 14;
- Свод правил СП 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», п. 6.1
«Противопожарные расстояния от зданий и сооружений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, а также наружных установок категорий АН, БН, ВН и ГН по пожарной опасности, расположенных на территориях складов нефти и нефтепродуктов, до граничащих с ними объектов защиты следует принимать в соответствии с таблицей 2.»
Ответ МПЦ к замечанию №4
Обоснование не требуется: некорректная трактовка норм!
Ответ аналогичен ответу №3.
Замечание №5 — Расстояние от сливоналивного устройства эстакады до резервуарного склада
Противопожарное расстояние от сливоналивного устройства для железнодорожной цистерны железнодорожной сливоналивной эстакады до наземного резервуара склада категории IIIб менее 20 м (расстояние составляет 7,5 м.).
Основание:
- Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 4, ч. 4, ст. 6, ч. 1; ст. 70, ч. 7
«Категории складов нефти и нефтепродуктов определяются в соответствии с таблицей 14 приложения к настоящему Федеральному закону»,
- Таблица № 14;
- Свод правил СП 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», п. 6.5
«Расстояние от наземных резервуаров для нефти и нефтепродуктов до зданий, сооружений и наружных установок склада следует принимать по таблице 3.»
Ответ МПЦ к замечанию №5
Может быть обосновано в рамках разработки СТУ.
Предполагаемые компенсирующие мероприятия (в том числе, но не ограничиваясь):
- устройство дополнительных противопожарных преград: противопожарных водяных завес (систем, обеспечивающих создание вертикальной водяной завесы при пожаре, оборудованных трубопроводом по длине защищаемого пространства, на котором смонтированы специальные дренчерные оросители для водяных завес, с целью ограничения теплового воздействия при пожаре), экранных стен,
- устройство защитных ж/б экранов,
- устройство уличного пожарообнаружения и оповещения,
- организационно-технические мероприятия.
Замечание №6 — Расстояние от наземных резервуаров нефтепродуктов до соседних объектов
Противопожарные расстояния от наземных резервуаров нефтепродуктов склада IIIб до административно-бытового корпуса здания административного с производственным корпусом, котельной, административно-бытового здания контрольно-пропускного пункта менее 40 м (до административно-бытового корпуса здания административного с производственным корпусом, котельной расстояние составляет 23 м, до административно-бытового здания контрольно-пропускного пункта расстояние составляет 24 м).
Основание:
- Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 4, ч. 4, ст. 6, ч. 1, ст. 70, ч. 7
«Категории складов нефти и нефтепродуктов определяются в соответствии с таблицей 14 приложения к настоящему Федеральному закону»,
- Таблица № 14;
- Свод правил СП 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», п. 6.5
«Расстояние от наземных резервуаров для нефти и нефтепродуктов до зданий, сооружений и наружных установок склада следует принимать по таблице 3.»
Ответ МПЦ к замечанию №6
Может быть обосновано в рамках разработки СТУ.
Ответ аналогичен ответу №5.
Замечание №7 — Расстояние от стенок резервуаров до ограждающих стен
Расстояние от стенок резервуаров объемом до 10 000 м3 до ограждающих стен менее 3 м (минимальное расстояние составляет 2 м).
Основание:
- Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 4, ч. 4, ст. 6, ч. 1;
- Свод правил СП 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», п. 7.6
«… Расстояние от стенок резервуаров до подошвы внутренних откосов обвалования или до ограждающих стен следует принимать не менее 3 м от резервуаров объемом до 10 000 м3 и 6 м — от резервуаров объемом 10000 м3 и более».
Ответ МПЦ к замечанию №7
Необходимо научно-техническое обоснование!
Вопрос, обуславливает значительный объём и сроки работ, а также необходимость привлечения научно-исследовательских организаций.
Необходимо научно-техническое обоснование исключения перелива нефтепродуктов за пределы ограждения. Таким обоснованием должно быть: моделирование, расчёты, исследования, разработка (согласование/утверждение) методик испытаний, проведение испытаний и т.п.
Таким образом, решение данного вопроса в рамках СТУ считаем возможным – закон (123-ФЗ) позволяет это сделать. Научно-техническое обоснование эффективности мероприятий для исключения разлива нефтепродукта за пределы ограждения — обязательно!
Замечание №8 — Расстояние от резервуара нефтепродуктов до ограды склада
Расстояние от сооружения наземного резервуара хранения нефтепродуктов (резервуар № 6) до ограды склада менее 5 м (расстояние составляет 3,5 м).
Основание:
- Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 4, ч. 4, ст. 6, ч. 1;
- Свод правил СП 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», п. 6.12
«… Расстояние от зданий, сооружений и наружных установок склада до ограды склада следует принимать: от сливоналивных железнодорожных эстакад, оборудованных сливоналивными устройствами с двух сторон (считая от оси ближайшего к ограждению пути) — не менее 15 м; от административных и бытовых зданий склада — не нормируется; от других зданий и сооружений склада — не менее 5 м.»
Ответ МПЦ к замечанию №8
Может быть обосновано в рамках разработки СТУ.
Предполагаемые компенсирующие мероприятия (в том числе, но не ограничиваясь):
- разработка отчёта по анализу пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа подразделений пожарной охраны (письмо МЧС России от 05.03.2024 № 43-1307-19),
- устройство дополнительных точек забора воды для пожарных автомобилей,
- устройство сухотрубов,
- организационно-технические мероприятия.
Замечание №9 — Расход воды на охлаждение резервуаров
Водоотдача участка сети наружного противопожарного водопровода на территории склада составляет менее установленного расчетного расхода на охлаждение резервуаров парка (требуемая водоотдача — не менее 41,8 л/с, фактическая водоотдача по результатам испытаний составляет 12,02 л/с).
Основание:
- Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 4, ч. 4, ст. 6, ч. 1, ст. 68, ч. 3
«Территории населённых пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения»
- Свод правил 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», п. 13.2.12
«Расход воды на охлаждение наземных вертикальных резервуаров следует определять расчётом, исходя из интенсивности подачи воды, принимаемой по таблице 13. Общий расход воды определяется как сумма расходов на охлаждение горящего резервуара и охлаждение соседних с ним в группе.»
Ответ МПЦ к замечанию №9
Это проблема!
По мнению специалистов МПЦ необходима модернизация системы наружного противопожарного водопровода для приведения его в соответствие нормативным требованиям. Вероятность существования релевантных компенсирующих мероприятий ничтожно мала. Разработка СТУ не поможет решить данный вопрос.
Замечание №10 — Запас воды пожарных резервуаров не обеспечивает расчётный расход
Запас воды пожарных резервуаров на территории склада не обеспечивает расчётный расход воды на охлаждение горящего и соседних с ним резервуаров резервуарного парка в течение расчетной продолжительности тушения пожара мобильными средствами пожаротушения (запас воды составляет 450 м3 при требуемом не менее 902 м3, исходя из условия обеспечения водоотдачи не менее 41,8 л/с в течение 6 часов).
Основание:
- Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 4, ч. 4, ст. 6, ч. 1, ст. 62, ч. 3
«Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров»,
- Свод правил 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», п. 13.2.12,
«Расход воды на охлаждение наземных вертикальных резервуаров следует определять расчётом, исходя из интенсивности подачи воды, принимаемой по таблице 13. Общий расход воды определяется как сумма расходов на охлаждение горящего резервуара и охлаждение соседних с ним в группе»,
- п. 13.2.17
«Расчетную продолжительность охлаждения резервуаров (горящего и соседних с ним) следует принимать: для наземных резервуаров, при тушении пожара автоматической системой — 4 часа; для наземных резервуаров, тушение которых предусматривается мобильными средствами пожаротушения — 6 часов.»
Ответ МПЦ к замечанию №10
Это проблема!
Разработка СТУ не поможет решить данный вопрос. Ответ аналогичен ответу №9.
Замечание №11 — Неисправность внутреннего противопожарного водопровода в зданиях Нефтебазы
Не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода в здании лаборатории и в здании административном с производственным корпусом, котельной (водоотдача внутреннего противопожарного водопровода не соответствует требуемой, составляет менее 2,5 л/с при двух одновременно открытых пожарных кранах).
Основание:
- Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, п. 50
«Руководитель организации обеспечивает исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода, укомплектованность пожарных кранов исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.»
Ответ МПЦ к замечанию №11
Обосновать допустимость нарушения требований правового акта РФ (Правил противопожарного режима (ППР)) нельзя! Если внутренний противопожарный водопровод (ВПВ) имеется, то должна быть обеспечена его исправность в соответствии с ППР.
Однако вопрос может быть «снят» за счёт обоснования в СТУ отсутствия необходимости устройства ВПВ в здании лаборатории.
В зданиях необходимость устройства ВПВ регулируется не правовыми актами непосредственно, а нормативными документами (СП 10.13130.2020), отступления от которых могут быть обоснованы в СТУ!
Предполагаемые компенсирующие мероприятия (в том числе, но не ограничиваясь):
- установка дополнительных огнетушителей,
- организационно-технические мероприятия.
Общая рекомендация по отступлениям для Нефтебазы
Выполнение расчёта пожарного риска для нефтебазы будет целесообразным для всех случаев. Перечисленные вопросы не обосновываются указанным расчётом непосредственно, не требуются в обязательном порядке в последней редакции закона (123-ФЗ). Однако расчётное подтверждение нормативного значения величины индивидуального и социального пожарных рисков будет крайне важным аргументом при обосновании условий обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в целом (мнение основано на многолетнем опыте общения с разными согласующими и надзорными органами).
